Буддийский Храм Дацан Гунзэчойнэй

Инициатором постройки буддийского храма в Санкт-Петербурге выступил ученый бурятский лама Агван Лобсан Доржиев. В 1898 году он впервые побывал в столице в качестве личного посланника XIII Далай-ламы. Благодаря протекциям, он завел немало полезных связей в высшем петербургском обществе, в том числе – среди ученых-востоковедов. Так, по его инициативе летом 1989 года в журнале «Строитель» появилась небольшая заметка, в которой говорилось о том, что  петербургские буддисты возбудили ходатайство об открытии «буддийской молельни, рассчитанной на 100-120 человек». Это могло бы, с одной стороны, объединить всех последователей Будды в Петербурге и дать толчок распространению учения на Запад России, где традиционно господствует православная церковь, и в то же время – способствовать русско-тибетскому политическому сближению. Но из идеи ничего не вышло.

События последующих лет – английская военная экспедиция в Тибет, бегство Далай-ламы в Монголию и русско-японская война – отвлекли Доржиева от его планов. Он вернулся к ним только после того, как в 1905 году переселился в Россию и обосновался в Петербурге. В 1906 году на аудиенции с Николаем II он впервые поднял вопрос о строительстве буддийского храма в столице. Спустя два года власти дали официальное разрешение, и в 1909 году на приобретенном Доржиевым земельном участке в  Старой деревне начались строительные работы.

По преданию, именно Доржиев стал автором проекта дацана. Согласно же официальной версии, сначала проект был разработан гражданским инженером Н. Березовским, взявшим за образец тибетский соборный храм, а потом подвергнут существенной европеизации      в      духе      Северного      модерна      архитектором  Г. Барановским. В состав специально созданного строительного комитета вошли российские востоковеды и знатоки буддизма академики   В. Радлов,   C. Ольденбург,   Ф. Щербатский,   художники Н. Рерих и В. Шнейдер и автор утвержденного проекта Барановский. Средства на постройку были отчасти пожертвованы Доржиевым и XIII Далай-Ламой, отчасти собраны среди верующих в Бурятии и Калмыкии. Однако из-за отсутствия практического опыта строительство велось безалаберно, между Барановским и комитетом возникали трения, и в 1911 году он устранился от дальнейшего руководства работами. Завершал постройку архитектор А. Берзен.

Первое богослужение в храме – еще неоконченном постройкою - состоялось 21 февраля 1913 года в связи с празднованием 300-летнего юбилея царской династии Романовых. В память о событии Петроградский монетный двор отчеканил специальные латунные жетоны-медали с силуэтом храма и его названием на тибетском языке. Внутренняя же отделка продолжалась вплоть до 1915 года, когда храму были торжественно подарены изготовленные на Восточном Тибете элементы буддийском символики.

Церемония торжественного освещения состоялась 10 августа 1915 года. По освещении храм получил тибетское название: Kun la brtse mdzad thub dbang mchhos ‘byung ba’i gnas (Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника). Главными объектами поклонения являлись бурхан Большого Будды, выполненный из глины бурятскими мастерами, и две алебастровые статуи, привезенные из Сиама, - Сидящий Будда (Шакьямуни) и Стоящий Будда Майтрейя, находившиеся соответственно в нижнем и верхнем алтаре.

Но уже через несколько лет регулярные богослужения, начавшиеся в храме после его освещения, прервались. В 1919 году во время гражданской войны здесь была размещена воинская команда. Храм был подвергнут разорению: потеряна большая часть реликвий и культовых принадлежностей, полностью уничтожена обширная храмовая библиотека, состоявшая из книг на тибетском, монгольском, китайском и европейских языках, а также ценнейший архив Доржиева.

Здание удалось частично восстановить в начале 1920-годов при содействии строительно-технического отдела Наркомата по иностранным делам РСФСР. Тогда же Доржиев, чтобы защитить храм, добился за ним закрепления Тибетской дипломатической миссии.

И все-таки в конце 1930-х годов буддийский религиозный и культурный центр был разгромлен органами НКВД, а ламы, служившие в храме, репрессированы. В 1937 как японский шпион был арестован и Доржиев. В январе 1938 года он скончался в тюремной больнице города Улан-Удэ. Сандже Дылыков, которого Доржиев ранее назначил своим преемником по управлению Тибето-Монгольской миссией, добровольно отказался от прав, предоставленных ему завещанием. Здание храма и два жилых дома при нем были муниципализированы, все художественные ценности, утварь и библиотека переданы в Музей истории религии и атеизма.

В годы Великой Отечественной войны в храме разместили военную радиостанцию, для связи осажденного города с Большой землей. Одновременно здание служило станцией наведения для советских самолетов. После войны радиостанция использовалась как «глушилка» радиопередач с Запада.

Весной 1960 года военные освободили храм. 25 ноября 1968 года он был принят под государственную охрану «как памятник архитектуры местного значения», но его положение это не улучшило. Практически сразу же решением Президиума Академии Наук здание было передано в пользование Зоологического института АН СССР, который разместил в нем три свои лаборатории.

Перемены наметились лишь в начале 1980-х годов, когда Ленгорисполком принял решение передать здание Музею истории религии и атеизма. Но стать музеем храм не успел: в 1989 году в Ленинграде была зарегистрирована община Дацан Гунзэчойнэй – ей в 1990 году и отдали здание Санкт-Петербургского буддийского храма. В 1991 году храм получил свое нынешнее название - Дацан Гунзэчойнэй, что является аббревиатурой тибетского имени, данного ему по освещении. С этого же года прибывшее в Санкт-Петербург по приглашению буддистов-мирян духовенство возобновило здесь регулярные службы.

Ежедневно в дацане проводятся утренние и дневные молебны за благополучие живых и за упокой усопших. Раз в месяц проводятся  специальные молебны.  Кроме этого, в общине ведут прием астрологи и врач-тибетолог, по просьбам верующих регулярно проводятся публичные лекции по буддийской философии.

Текст подготовила Татьяна Анохина

comments powered by HyperComments
23 августа 2019 14:27


Всего объектов 884
Всего отзывов 3

Нашли ошибку?

Добавить предприятие

Духовно-Просветительский Центр «Святодуховский»

постоянно там что-то происходит

20 февраля 2009 14:49:07

Буддизм алмазного пути

Не, кришнаиты это другое)

19 февраля 2009 16:07:33

Буддизм алмазного пути

Харри кришна, харри рама!

19 февраля 2009 12:25:11