Казанский собор (Кафедральный собор во имя Казанской иконы Божией Матери)

 

В 1710 году в Петербург был привезен один из самых почитаемых списков с Казанской иконы Божией Матери. Вначале икона помещалась в небольшой деревянной часовне, затем в 1737 году святыню перенесли в специально построенную по проекту архитектора М.Г. Земцова придворную каменную церковь Рождества Богородицы. Расположенная на главной улице столицы – Невском проспекте – достаточно скромная церковь к концу XVIII века уже не соответствовала парадному облику Санкт-Петербурга. Поэтому в 1799 году император Павел I объявил конкурс на проект нового Казанского собора.

Одним из обязательных условий конкурса была схожесть будущего храма с собором святого апостола Петра в Риме. Подобное требование было вызвано двумя причинами: во-первых, римский собор произвел сильное впечатление на императора, когда он, будучи наследником престола, инкогнито путешествовал по Европе, а во-вторых, в этом требовании заключалась идея о том, что будущий собор должен стать особым символом связи российской столицы с Европой. В конкурсе приняли участие известнейшие зодчие Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон, Жан Тома де Томон, но их проекты так и не были утверждены.

Год спустя, 14 ноября 1800 года, к удивлению архитектурной элиты, возведение собора было возложено на малоизвестного зодчего Андрея Никифоровича Воронихина (1759–1814), бывшего крепостного графа Строганова. В императорском указе было сказано: «Для построения Казанской церкви по конфирмованному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств действительному тайному советнику графу Строганову, <...> а производить строение архитектору Воронихину». Однако строительство было отложено: в марте 1801 года был убит император Павел I. И только 27 августа этого же года состоялась торжественная церемония закладки Казанского собора в присутствии нового императора – Александра I. Постройка собора продолжалась девять лет, вместо запланированных трех. 15 сентября 1811 года петербургский митрополит Амвросий освятил храм. А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны 2-й степени и получил пожизненный пенсион.

Выдающийся памятник русской архитектуры – Казанский собор – представляет собой однокупольный храм с колоннадой, расположенной вдоль Невского проспекта. (Следует сказать, что в планы Воронихина входило строительство симметричной колоннады с южной стороны собора, но по разным причинам эта идея не была осуществлена). Общее количество колонн – 182. Четырехрядную колоннаду со стороны Невского проспекта составляют 94 колонны коринфского ордера, с западной стороны – 12 колонн, с южной – 20, внутри собора – 56.  Облицовка стен и наружные колонны выполнены из пудостского камня – материала, наиболее устойчивого к температурным перепадам петербургского климата.  Длина собора с востока на запад составляет 72,5 метра, с севера на юг – 56,7 метра, а высота, включая купол – 71,6 метра. Диаметр купола – 17 метров. Рельефы и статуи наружного фасада выполнены выдающимися мастерами стиля ампир: И.П.  Мартосом, И.П. Прокофьевым, Ф.Г. Гордеевым, С.С.  Пименовым, В.И. Демут-Малиновским.

Воронихину удалось то, что до него не смогли воплотить в камне другие мастера высокого классицизма: он добился синтеза архитектуры, скульптуры и городского пространства. Он также впервые в истории мировой строительной практики применил смелое инженерное решение: разработал и использовал металлические конструкции при возведении купола. Шедевром русского декоративного искусства является ограда перед западным фасадом собора, сооруженная по эскизам А.Н.Воронихина в 1803– 1812 годах.

Внутреннее пространство трехпрестольного храма украсили монолитные колонны из розового финляндского гранита и выложенный из цветного мрамора мозаичный пол. Царские врата иконостаса были отлиты из серебра, иконы написаны В.Л. Боровиковским, С.А. Бессоновым, А.И. Ивановым, О.А. Кипренским, Г.И. Угрюмовым, В.К. Шебуевым и др., а чудотворный образ Казанской Божией Матери был одет ризой из чистого золота с драгоценными камнями.

В одном из популярных изданий первой четверти XIX века «Достопамятности Петербурга» о Казанском соборе было написано следующее: «Прежде чем приступить к рассмотрению сего изящного произведения искусства, порадуемся, что оно вышло из рук российских художников, без всякого содействия иностранцев, равно как и все материалы, на сооружение сего храма употребленные, заимствованы из недр нашего Отечества…»

Возведенный накануне Отечественной войны 1812 года, Казанский собор стал памятником воинской славы России. В нем были помещены военные трофеи: знамена и ключи от взятых русской армией городов. В 1813 году у западной стены северного придела был похоронен выдающийся полководец М.И. Кутузов. С его погребением связана городская легенда, согласно которой сердце фельдмаршала было захоронено на военной дороге близ немецкого городка Бунцлау,  где он скончался 16 апреля 1813 года. На самом деле, и тело великого военноначальника, и его сердце, помещенное в серебряный сосуд, покоятся в соборе, что было документально подтверждено актом о вскрытии склепа 4 сентября 1933 года.

25 декабря 1837 года на площади перед собором после молебна, под залпы орудий были открыты памятники фельдмаршалам М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толи, выполненные скульптором Б.И. Орловским, который не дожил восемь дней до торжественного открытия.

Ежегодно, в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из Казанского собора, по Невскому проспекту в Александро-Невскую лавру совершался самый многочисленный крестный ход, участие в котором принимали члены императорской семьи, а престольный праздник собирал настолько большое количество народа, что молебен служили на площади.

В приходе действовало благотворительное общество, при котором была организована бесплатная столовая для неимущих, богадельня, дача для детей-сирот под Сестрорецком и школа-приют. В храме служили шесть протоиереев и четыре священника. Одним из настоятелей Казанского собора (1913–1917) был выдающийся церковный и общественный деятель протоиерей Философ Николаевич Орнатский, ныне причисленный к лику святых новомучеников.

В апреле 1932 года храм был закрыт, церковные ценности изъяты, а Казанская икона перенесена в Князь-Владимирский собор. Тогда же в храме был открыт Музей истории религии и атеизма.

Новая жизнь собора началась с января 1991 года, когда в запасниках музея состоялось второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. В том же году в левом приделе начались богослужения, в 1999 году указом Патриарха Алексия II собору был возвращен статус кафедрального, а в 2001 году Музей истории религии и атеизма покинул стены храма и переехал в новое помещение на Почтамтской улице.

21 июля 2002 года в главный иконостас, на свое историческое место был возвращен чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери.

В настоящее время Казанский собор является главным кафедральным собором Санк-Петербургской епархии и памятником архитектуры федерального значения, находящимся под охраной государства.

 

Текст подготовил Сергей Алексеев


Литература:

Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Т. 1. СПб, 1994.
Канн П.Я. Казанская площадь. Л., 1988.
Санкт-Петербургская епархия. Справочник. СПб, 2008.
Шурыгин Я.И. Казанский собор. Л., 1987.
 

comments powered by HyperComments
25 апреля 2024 13:13


Всего объектов 884
Всего отзывов 3

Нашли ошибку?

Добавить предприятие

Духовно-Просветительский Центр «Святодуховский»

постоянно там что-то происходит

20 февраля 2009 14:49:07

Буддизм алмазного пути

Не, кришнаиты это другое)

19 февраля 2009 16:07:33

Буддизм алмазного пути

Харри кришна, харри рама!

19 февраля 2009 12:25:11