Чудотворные и чтимые иконы Санкт-Петербурга

Почитание священных изображений – неотъемлемая традиция Православной церкви. Утвержденный в 787 году на VII Вселенском соборе догмат иконопочитания четко определяет границы этого духовного явления. Икона рассматривается в православном богословии как свидетельство Боговоплощения, как Благая Весть, молитва, выраженная в зримых образах. Древняя Русь, принявшая иконописную традицию от Византии, особенно почтительно относилась к иконам, как Образу Божию. Духовный рост России, становление национального менталитета неразрывно связано с почитанием прославленных святынь. Владимирская, Смоленская, Донская, Казанская, Феодоровская, Тихвинская, Державная и многие другие чудотворные иконы Божией Матери составляют подлинную сокровищницу русской духовной культуры.

По значимости почитания иконы делятся на чудотворные и чтимые. Чудотворные иконы – священные изображения, при посредничестве которых была явлена милость Божия: избавление от нашествия неприятеля, спасение от эпидемий и стихийных бедствий, исцеления от болезней и духовное преображение людей. Чтимые иконы – это иконы, которым верующие оказывают особое внимание.

Одной из главных святынь Санкт-Петербурга является чудотворный список (копия) с Казанской иконы Божией Матери.

В 1579 году к правящему архиерею города Казани обратилась девочка Матрона, которая рассказала, что во сне ей было указано местонахождение чудотворной иконы. И действительно, на пепелище была обретена небольшая богородичная икона, которой вскоре было суждено стать одной из национальных святынь. Списки с иконы распространились далеко за пределами Казани: в Москве, Петербурге, Ярославле, Вязниках, Тобольске, Тамбове и других городах России. Икона стала своеобразным символом заступничества Божией Матери за русское воинство. Перед ней молились в 1613 году, когда список с Казанской иконы возил с собою князь Дмитрий Пожарский, она была с Петром I во время Полтавского сражения, а перед битвой при Бородино икону с молебном пронесли по всем войскам. Также сложилась традиция благословлять молодоженов именно Казанской иконой.

Подлинная Казанская икона хранилась в соборном храме Казанского Богородицкого монастыря до начала ХХ века. В 1904 году собор был ограблен, икона похищена и дальнейшая ее судьба неизвестна. (Впрочем, существует мнение, что подлинная икона по приказу царя Ивана Грозного, тайно, чтобы не смущать верующих, была перевезена в Москву, а в соборе Казанского монастыря оставлена точная копия.)

В Санкт-Петербурге список с иконы появился в царствование Петра I, а в 1737 году по распоряжению императрицы Анны Иоанновны для иконы была построена Церковь Рождества Богородицы.  В 1811 году чудотворный образ был помещен в Казанский собор, построенный по проекту архитектора Андрея Воронихина. С 1932 года, после закрытия Казанского собора икона хранилась в Князь-Владимирском соборе. В 1944 году, по рассказам верующих ветеранов-блокадников, икону вывезли на фронт и пронесли по всем воинским частям, которые готовились к окончательному прорыву блокады. 21 июля 2002 года икона была возвращена на свое историческое место в главный иконостас Казанского собора. Каждую среду в 18.00 перед иконой совершается молебен с чтением акафиста.

В храме Святой Троицы, который еще называют «Кулич и Пасха», находится чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» (с грошиками).

В конце XIX века на рабочей окраине Петербурга, при Стекольном заводе была выстроена небольшая Тихвинская часовня. 5 августа 1888 года (по новому стилю) разразилась сильная гроза. Молния ударила в деревянную часовню, внутренние стены и иконы были опалены и только образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» не пострадал. Кроме того, 12 мелких монеток, находившихся в кружке для пожертвований, непостижимым образом прикрепились к лицевой поверхности иконы. На следующий же день к иконе потянулся народ, стали совершать молебны, и вскоре произошло первое чудесное исцеление от эпилепсии 14-летнего подростка Николая Грачева. Впоследствии чудотворный образ стал одной из самых почитаемых городских святынь. По иконографии эта икона представляет петербургский извод (вариант) московской скорбященской иконы. Отличие в том, что на московской иконе Богородица представлена в царских ризах, а на петербургской – в обыденных одеждах. Перед Божией Матерью на обеих иконах предстоят ангелы и страждущие, скорбящие люди.

В Николо-Богоявленском Морском соборе находится чудотворный образ святителя Николая Чудотворца, которого церковное предание считает покровителем мореплавателей и всех путешествующих. Здесь же находятся чтимые иконы Божией Матери «Троеручица», «Тихвинская», «Казанская» и «Неопалимая Купина».

В домовой церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Санкт-Петербургских духовных школах находится чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» (Царскосельской).

В Спасо-Преображенском соборе помещены три чтимых иконы: «Спас Нерукотворный», «Всех скорбящих Радость», великомученика и целителя Пантелеимона (с частицей мощей).

В Иоанновском монастыре на Карповке каждую пятницу в 19.30 читают акафист перед чтимой обновившейся иконой Покрова Божией Матери. Пожертвованная монастырю, потемневшая от времени икона обновилась (посветлела) после Пасхи 1992 года.

В Смоленской церкви на Смоленском кладбище находятся чтимые иконы Божией Матери «Смоленская», «Милующая» и образ евангелиста Иоанна Богослова.

Новодевичий монастырь также имеет свои чтимые иконы: «Державная», «Казанская», «Афонская», «Тихвинская», «Отрада и Утешение», «Знамение».

Чтимые иконы существуют во многих городских храмах, но и за пределами города, в области, на территории Санкт-Петербургской епархии есть немало святынь. В первую очередь, это одна из самых прославленных общероссийских икон – Тихвинская икона Божией Матери. Она находится в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре.

Чудотворная икона была явлена в 1383 году рыбакам на Ладожском озере. Она перемещалась в столбе света над водной поверхностью и вскоре скрылась из вида. Обретена она была недалеко от небольшого городка Тихвина, где для образа была возведена вначале деревянная часовня, а после того как икона прославилась многочисленными чудотворениями, на этом месте был основан Тихвинский монастырь.

В 1613 году монастырь был осажден шведами. После молебнов перед иконой хорошо обученное и многочисленное шведское войско потерпело поражение от небольшой группы защитников монастыря. Мир со шведами был заключен в 1617 году, и ручательством с российской стороны была присяга перед чудотворным образом.

В годы Великой Отечественной войны икона была тайно вывезена из оккупированного немцами Тихвина в США настоятелем монастырского храма. До недавнего времени икона находилась в Чикаго. Когда было принято решение о возрождении Тихвинской обители, святыню вернули в Россию. Это произошло в июле 2004 года. Тихвинская икона считается покровительницей северных областей России.

На Ладожском озере, на острове Коневец расположен Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь. Там находится чтимый список с Коневской чудотворной иконы Божией Матери (сама чудотворная икона находится в Финляндии).

Чтимый список с Валаамской иконы Божией Матери находится на Святом острове – Валааме, где расположен один из древнейших русских монастырей: Спасо-Преображенский мужской монастырь.

В Иоанно-Богословском Череменецком мужском монастыре хранится чтимая явленная икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

 

Текст подготовил Сергей Алексеев
 

comments powered by HyperComments
19 апреля 2024 03:36


Всего объектов 884
Всего отзывов 3

Нашли ошибку?

Добавить предприятие

Духовно-Просветительский Центр «Святодуховский»

постоянно там что-то происходит

20 февраля 2009 14:49:07

Буддизм алмазного пути

Не, кришнаиты это другое)

19 февраля 2009 16:07:33

Буддизм алмазного пути

Харри кришна, харри рама!

19 февраля 2009 12:25:11